В деловом мире принято утверждение: «Победители никогда не сдаются, трусы никогда не выигрывают». Но, как сказал Уилл Роджерс: «Если вы попали в яму, самое первое, что необходимо сделать, — перестать копать».
Настоящие победители всегда знают, когда необходимо сдаться. Удачливые владельцы небольшого бизнеса знают, когда лучше остаться, а когда лучше уйти. Победители никогда не держатся на плаву просто так, и не плывут просто по течению.
Есть множество примеров успеха среди тех, кто не шел до последнего. Компании Дональда Трампа банкротились четырежды. Билл Гейтс, Марк Цукерберг и Майкл Делл — все они бросили колледж, чтобы создать компании стоимостью биллионы долларов. Итак, как узнать, что пришло время отступить? Если вы ответили «Да» хотя бы на один из этих вопросов, то пришло время заняться чем-то другим:
1. Вы утратили интерес к своему делу?
Вы начали заниматься этим делом, потому что у вас был интерес к созданию чего-то особенного. У вас все еще сохранился этот интерес? Если этот интерес утрачен, то самое время отойти в сторону. Ведь интерес основателя дела не заменить ничем, особенно, когда это дело не сильно прибыльно.
2. Ваш ежемесячный доход все еще равен нулю?
Приток денежных средств — это жизненная сила любого дела. Положительный баланс дает возможность модернизации компании и возможность построения еще более доходного дела. Если компания выходит каждый месяц в убыток, вам необходимы дополнительные средства, чтобы покрыть эти потери. В таком случае, не будет ли более продуктивным вложить эти средства в другое дело или карьеру?
3. У вас нет запасных стратегий развития?
Если у вас только один неясный план, то самое время уйти. Распродажи могут чем-то помочь компании, но какой план кардинально изменит ваш бизнес?
4. Вы утратили основное конкурентное преимущество?
Это может быть сотрудник, патент, возможности реализации или выход на рынок финансово более обеспеченного конкурента. Как вы собираетесь вернуть свои преимущества при текущем финансовом положении компании? Каким вы видите свой бизнес дальше?
5. Вы понимаете, что именно приносит доход вашей компании, а что — убытки?
Если вы действительно не понимаете, что именно приносит деньги компании и вам это не интересно, то самое время уйти. В большинстве случаев 80 процентов дохода компании обеспечивается из одного источника. Вы можете его определить?
Не бойтесь отказываться от достижения своих целей. Это — не провал. Это — развитие, когда вы решаете, каким будет следующий шаг в вашем деле или карьере.