Виджеты дают возможность пользователям быстро и легко вставлять различные виды контента в определенные области сайта. Если пользователь, к примеру, захотел бы вывести в сайдбаре список рубрик сайта, ему понадобилось бы всего лишь перетащить виджет Categories («Рубрики») в одну из существующих областей виджетов. Результат можно увидеть практически мгновенно. WordPress включает в себя по умолчанию более десятка различных виджетов, однако это число не является постоянным, поскольку подключаемые плагины и темы способны значительно расширить список доступных виджетов.
Прежде, чем пользователи смогут ощутить богатую функциональность, предлагаемую виджетами, разработчику необходимо определить места под виджеты в теме. В пределах стандартной темы WordPress разработчик должен определить как минимум одну область виджетов (называемую сайдбаром). Области виджетов могут иметь различные формы и размеры, варьирующиеся в зависимости от темы, однако все они несут в себе одну и и ту же функциональность: области виджетов – это пустые контейнеры, в которые пользователи WordPress могут помещать виджеты. Фактически WordPress.org требует, чтобы каждая тема имела в собственном каталоге как минимум одну область виджетов.
Чаще всего разработчики тем используют области виджетов в качестве сайдбаров. Такое использование обусловлено тем, что традиционный макет для блога является двухколоночным. Однако, безусловно, области виджетов могут быть расположены в любом интересующем разработчика месте темы, открывая доступ к необходимой функциональности. Чаще всего области виджетов используются для размещения разнообразных списков лидеров, рекламных объявлений, а также дополнительного контента.
В фреймворке Thematic для описания областей виджетов применяется термин asides («находящийся в стороне»), который позволяет очень точно отразить суть данных областей. Thematic включает в себя 13 стандартных asides, обеспечивающих более полное и тщательное управление дизайном и макетом сайта.