Начав писать рекламные тексты (и повысив ставку), я практически лишился постоянных заказчиков. Под постоянными имею в виду таких, которые делают заказы раз в неделю или чаще.
Но никакой трагедии здесь нет. Нужно просто понимать механизм происходящего.
Как правило, постоянные заказчики — это посредники. Сеошники, менеджеры агентств интернет-рекламы (а если брать совсем дешевые заказы — то и наши коллеги). Реже — владельцы сайтов, которым постоянно нужен свежий контент в больших количествах.
Когда я писал строительные статьи, хватало и тех, и других. В рекламных же текстах дело обстоит иначе.
Теперь большинство моих заказчиков — это разовые и повторные.
Разовый заказчик решает свою задачу и исчезает. Не потому что ему не понравилось — а просто ему больше и не нужно.
Например, человек сделал себе одностраничник — и крутит его. Или выполнил свою задачу: запустить сайт компании с моими текстами — и больше ему ничего не нужно.
Разовый заказчик может стать повторным, если у него появятся новые задачи.
Например, парень с одностраничником решил сделать себе еще один, по похожей теме. А менеджер компании — заказать рекламную статью в газету. И мы сотрудничаем опять. Придется ли поработать после — никому не известно.
Получается, что чаще всего я работаю:
— с руководителями небольших компаний (реже менеджерами)
— с частными лицами — владельцами продающих сайтов (инфобизнес и иже с ним)
То есть, с теми людьми, которые понимают (а порой даже переоценивают) важность рекламного текста. И не поручают сеошнику заказывать тексты, а сами решают этот вопрос.
Напротив, у меня даже был заказчик, который просил меня корректировать работу сеошника (чтобы не нарушить «продажность» текста) и даже давать указания программисту по верстке.
(Но уточню, что, как правило, это малый бизнес. С крупными корпоративными клиентами я работал редко).
Как водится, у прямых работодателей есть как преимущества, так и недостатки.
Плюсы и минусы прямых работодателей
+ Понимают ценность работы копирайтера (как правило)
+ Готовы платить в полной мере и делать предоплату
+ Часто заказывают целый пакет текстов (т.е. работа может идти месяц и больше)
+ Снижается риск недоплаты, как в случае с посредником («Извините, заказчик не принял вашу работу, не могу ничем помочь»)
— Если крупный клиент — возможны длительные согласования (для малого бизнеса малоактуально)
— Для бизнес-клиентов — синдром большой шишки: «я директор, ты дурак» — для малого бизнеса малоактуально
— Ограниченность объема работы (сделал — и всё)
— Как следствие, необходимость в постоянном поиске новых заказчиков
Если исключить «корпоративный» фактор, самая большая проблема здесь — ограниченность заказов и в объеме, и в длительности. Иногда подолгу работаешь с текстами небольшими (главная страница, объявление, коммерческое предложение) и средними (одностраничник, серия писем).
Бизнес-заказчики с заполнением сайта«под ключ» встречаются не так часто. Медиа-магнаты, которые заказывают одностраничники сериями — вообще редкость. Поэтому в обеих нишах мне достаются обычно разовые.
Когда заказчики приходят сами, это совсем не проблема. Но если вы только выстраиваете механизм «сам пришел» — нужно это учитывать.
А теперь вернемся снова к посредникам.
В какой-то момент я задумался о том, что неплохо бы всё-таки работать с адекватными заказчиками-посредниками. Но только теми, кто может обеспечить стабильный поток интересных заказов (и с моими условиями работы: предоплата, бриф, никаких «динамически развивающихся компаний»).
Но как их привлечь с моими-то расценками? Где такие посредники обитают? За полтора года было несколько заявок, но узнав цену и условия работы все посредники испарялись.
Я уже было начал косить взгляд на агентства интернет-рекламы — поскольку считал, что веб-студиях вряд ли согласятся платить такие деньги. Правда, до дела руки не доходили, ибо некогда: редко сижу без заказов дольше 2 дней.
Впрочем, моя задумка реализовалась и без этого — посредник вышел на меня сам. Как оказалось — владелец небольшой, но древней веб-студии. Он решил взять себе на вооружение именно рекламное слово вместо банального СЕО-райтинга.
Сейчас я работаю с ним уже над третьим заказом — пока всё ладится: подробный бриф, предоплата, полная ставка. Что приятно — убеждение конечного заказчика мой «шеф» берет на себя (надеюсь, что и дальше так будет).
А параллельно я успел поработать еще с двумя посредниками — тоже продвиженцами. Правда, заказы были небольшими (на главную страницу) — и тем не менее.
Поэтому не стоит исключать возможность работы с посредниками. Даже если вы пишете по приличной цене.