Уже в то время, когда я работал на Сёрче, модератор Львович любил повторять одну мысль (повторяет и сейчас):
Нет конкуренции среди копирайтеров, вообще нет, и никогда не было. Сегодня, как и ранее, не копирайтеры ищут заказчиков, а заказчики просят копирайтера поработать с ними.
Много позже, когда сам стал писать рекламные тексты, я увидел, что хороших копирайтеров реально не хватает. Да, есть отличные райтеры и каждый второй неплохо обращается с ключами. Но именно рекламистов в Сети — раз, два и обчелся.
К примеру, мы с Натальей уже дважды спрашивали в «Пишущей братии», кто из коллег писал спичи для телефонных продаж. Оказалось — никто.
(Я знаю только одного автора, которая писала такие речи. Сейчас она первая в разделе «Копирайтинг»).
Впрочем, признаю: пример немного не из нашей парафии. Задача офлайновая, довольно узкая и специфичная. Здесь лучше поставить человека с опытом живых продаж, а еще лучше — когда менеджер может сам импровизировать, а не ограничиваться шаблоном.
Но и для веб-копирайтера — поле непаханое.
Прежде всего, потому что…
95% текстов для коммерческих сайтов не работают как надо
Чтобы проиллюстрировать этот факт, расскажу вам пример из своей повседневной практики.
В своем «обычном» брифе я прошу клиентов указать адреса сайтов их главных конкурентов. И затем прохожу по этим сайтам, чтобы оценить их рекламную силу.
Так вот, в большинстве случаев я не встречаю ни одного примера полноценного сайта-продавца (!). Очень редко — подобие отличительной идеи и попытку привести список выгод. Но достойную реализацию практически невозможно встретить.
Почти везде можно встретить→
— чистые сео-тексты вместо продающих
— информационные тексты вместо рекламных
— ничего не значащие шаблоны («динамически развивающиеся компании»)
— плохо отформатированные тексты, которые невозможно читать
— тексты разных страниц работают в отдельности
— рекламный текст только на главную (и то — слабенький)
— отсутствие отличительной идеи
О последнем стоит поговорить отдельно→
НИКТО не выделяется
Я уже не раз говорил о том, что в массе веб-авторов мало кто хотя бы пытается отличаться.
Но проблемы маркетинга актуальны для всех рынков. И чаще всего я не нахожу ни у одного из конкурентов заказчика сильной, яркой и последовательной отличительной идеи.
Всё одно и то же. Один набор услуг. Одни фальшивые речи типа «нас выбирают в качестве надежного партнера». Ни четкого позиционирования, ни яркого образа.
Знающий человек может возразить — понятие «отличительная идея» больше относится к имиджевой рекламе. Она (идея) помогает торговой марке широкого спроса занять свое место в голове потребителя для отсроченной покупки. А в интернете человек просматривает 2-5 первых сайтов выдачи, чтобы сделать нужное действие сразу (прямая реклама).
Да, это так. Но, во-первых, ситуация похожая — товары и услуги однотипны, и это мешает выбору. Во-вторых, компании только на пользу, если работа ведется и на прямую продажу, и на запоминание.
Ну а главное — потребитель сознательно и подсознательно спрашивает: «Все предлагают одно и то же. Почему я должен выбрать именно вас?».
И отличаясь (с выгодой для клиента) мы повышаем наши шансы на успех.
Именно поэтому с самого начала работы в нише я использую метод УТП/позиционирования — предлагаю клиенту отличительную идею, провожу ее красной нитью через все тексты.
Насколько я знаю, такую статегию не использует практически никто. Даже среди бывалых веб-копирайтеров. Кто-то просто расписывает выгоды, кто-то использует неожиданную подачу — но мало кто разрабатывает отличительную идею в комплекте с текстами.
Да, по-хорошему это — задача маркетолога, а не копирайтера. Наше дело — воплотить имеющуюся идею и выгоды на бумаге, подтолкнув читателя к покупке.
Но как часто наши заказчики привлекают маркетологов? Почему бы не взять это оружие в свои руки? Заодно вы сами сможете выделиться среди коллег и занять свое теплое местечко на рынке. Повторюсь — на огромном, почти пустующем рынке.
Естественно, с бухты-барахты у вас вряд ли получится создавать хорошие УТП и реализовывать их в текстах. А сайт-продавец — это не только отличительная идея.