Помню, на первом курсе института мы писали работу на тему «Ресурсоведение — наука или искусство» (кстати, спустя 5 лет я целых 2 года преподавала этот предмет в моем вузе).
На самом деле, это «или» примеряют на многие предметы и профессии. Так что нет ничего удивительного, что и копирайтинг вызывает подобные споры.
В комментариях к разным записям моего блога уже несколько раз поднимался этот вопрос. Буквально пару дней назад в посте про инвестиции один из моих читателей Владимир вновь заговорил об этом.
Так давайте же, наконец, как следует обсудим эту тему и выскажем свое мнение.
Копирайтинг — это искусство
Творчество, талант, муза… Все эти слова можно без стеснения примерять на копирайтинг.
Потому что «живой» текст — это текст, рожденный талантливым копирайтером.
Потому что запоминающиеся бренды, пережившие века, — это бренды, придуманные маркетинговыми гениями.
Потому что чтобы написать продающий текст — мало знать технику, нужно чувствовать целевую аудиторию. А это уже талант.
Потому что один копирайтер играючи придумывает все новые и новые схемы для продажи, каждая из которых приносит тысячи и миллионы, а другой, как ни старается, более нескольких сотен заработать не может.
Разве нужно что-то еще, чтобы убедить вас: копирайтинг — это творчество? Самое настоящее творчество.
Копирайтинг — это техника
Приемы, шаблоны и структуры… Все это характерно и закономерно для копирайтинга.
Потому что нельзя написать убеждающий текст, не зная, что в нем должно быть.
Потому что нельзя показать выгоды, предварительно не изучив целевую аудиторию.
Потому что даже самое красочное продающее описание товара, написанное без абзацев и акцентов, окажется бесполезным — ведь его вряд ли прочитают.
Потому что не было бы учителей, показывающих, КАК писать продающие тексты. И не было бы учеников, добивающихся результатов, просто повторяя эти рекомендации.
Так почему же тогда текст, написанный по шаблону, у одного копирайтера звучит как гитара, а у другого — как волынка?
Разумеется, волынка может понравиться некоторым. Но лишь некоторым. Поклонников у гитары, как правило, больше 🙂
Все дело в том, что копирайтинг — это и не техника, и не и творчество. Это нечто больше.
Копирайтинг — это ремесло
И как в любом ремесле, здесь есть место и для таланта, и для техники.
Техника — это основа. Без нее даже самый талантливый талант вряд ли добьется многого. Если алмаз не огранить, он так и будет алмазом, верно? А никак не бриллиантом.
Так и техника в копирайтинге играет роль своего рода огранки. А вот получится ли в итоге бриллиант, зависит от степени таланта.
На самом деле, определенного успеха может добиться даже тот, кто не имеет особого внутреннего чутья. Тексты такого автора будут работать, будут продавать и будут покупаться.
И заказчики будут им довольны.
До тех пор, пока за работу не примется копирайтер-талант. Талант, не только знающий технику и совершенствующийся в ней, но и чувствующий аудиторию на уровне интуиции. Постоянно придумывающий что-то новое. Созидающий…
А что в итоге?
Любой успех — это 90% труда (техники) и 10% таланта. И это правильно.
Даже с мизерной долей таланта можно достичь многого.
А можно не достичь ничего, даже будучи семи пядей во лбу.
Не забывайте это.