Я уже давно не жалуюсь на недостаток заказов, хотя, признаться, случались и небольшие «окна». Но такого «плотного» периода у меня не было уже давно.
Если точно — с тех пор, как поставил номинальную ставку 1000 рублей за 1000 знаков (в начале года).
Началась «страда» с двух крупных проектов. Затем — заявка на одностраничник. Еще заявка. И еще заявка. И еще два мелких заказа от старых заказчиков. И еще один крупный проект…
С каждым новым заказом я называл всё более отдаленный срок. И что интересно — все заказчики согласились ждать. Хотя двое говорили, что нужно как можно быстрее.
Конечно, сказывается сезон (сейчас как раз один из пиков активности). Но дело скорее в другом. Можно выделить несколько принципов, которые побуждают заказчиков ждать, пока вы освободитесь.
Принцип незаменимости
Основной тезис нашей «Операции «Заказчик» звучит так: чтобы заказчик стал постоянным, нужно стать для него особенным. Это и побуждает его ждать и платить вам раз за разом большую цену.
Есть множество способов достичь этой привязанности. Можно считать их «точками фрилансерской акупунктуры» (как Наталья Карья назвала свою новую бесплатную книгу). Сюда входит всё — от первого впечатления до того, в какой манере вы общаетесь с заказчиком.
Но большая часть этих «точек» относится уже не к первому контакту, а к последующему общению. В моем же случае почти все заказчики — новые. Что же заставляет их ждать, пока я освобожусь?
Ответ прост: образ. Точнее, то, что называется УТП, позиционированием, нишеванием. В сумме с имиджем автора, работами в портфолио и отзывами.
Из названных новых заказчиков:
— 3 обратились благодаря моему большому опыту и признанию в довольно узкой области — тексты для одностраничников (причем двое из них пришли с ресурса, где я оказался практически единственным на тот момент)
— 2 с крупными проектами (интернет-магазин и новая компания) выбрали меня благодаря работам в портфолио
Первый контакт укрепил в заказчиках желание поработать. Ведь все они посчитали, что именно я смогу решить их задачу — посчитали незаменимым.
Принцип востребованности
Если у вас очередь на месяц вперед, вы востребованы. Если вы востребованы — значит, пишете хорошо.
Так думают не все заказчики, но многие. И это плюс к вашему имиджу.
Да, есть категории заказчиков, для которых главное — скорость. Но чаще они просто не оценивают тексты по достоинству.
К слову, все проекты на главной free-lance.ruсо словами «Нужно до утра!!!» предлагали мизерную оплату — так, текст для сателлита. И наоборот, практически все заказчики одностраничников были готовы ждать.
Исключение составил только «инфо-магнат», которому нужны были тестовые тексты для проверки работоспособности проекта. Но и платил он меньше.
(Еще один хотел «скорей! скорей!», а в итоге сам затормозил весь процесс, меняя на ходу ТЗ)
Поэтому не огорчайтесь, если заказчик уйдет, услышав о вашей занятости. Возможно, на его место придут другие, которые решат вместе с другими постоять в очереди, как в старом советском анекдоте.
И есть еще один не совсем понятный принцип:
Подобное притягивает подобное?
Я не шибкий приверженец позитивного мышления и подобных штук, но что-то такое в этом есть.
Во-первых, когда заказов много, психологический настрой радикально отличается от периода беззаказья.
Освободившийся частенько бездумно обновляет проекты на главной каждые 5 минут. И постоянно проверяет ящик в надежде получить письмо от заказчика. Чем дольше пауза — тем меньше он в себе уверен, тем неохотнее «идут» новые заказы. Особенно если надо за свет платить и семью кормить.
(Поэтому в такие периоды я рекомендую заниматься своими проектами и повышением своего уровня. Тем более что в занятые периоды на это катастрофически не хватает времени. Попробуйте — возможно, вы удивитесь, насколько быстро закончится ваш «отпуск» J).
И наоборот — когда на главную не заходишь неделями и ставишь статус «принимаю заказы на следующий год», новые заказчики появляются из самых неожиданных источников. Даже если не в курсе вашей занятости. Подобное притягивает подобное?
Занятый автор наслаждается чувством собственной востребованности. Со временем, правда, довольная улыбка переходит в усталость — «Что? Опять заказ… Когда уже отдохну?!».
Но это «лечится» — можно выкроить выходной, устроить себе мини-отпуск, подумать о повышении цен (на волне заказов повышать обычно легче).
Словом — не дать превратить себя из фрирайтера в трудоголика с хронической усталостью.